Каким должен быть современный склад?
Проектирование складов – непростая задача, разве что за исключением совсем небольших построек для локального применения. Дело в том, что современный складской комплекс или даже отдельное здание – это достаточно высокотехнологичная система, состоящая не только из самого здания, то есть, крыши и стен, но и из обширного набора оборудования:
- климатического;
- транспортировочного;
- погрузочно-разгрузочного;
- систем автоматизации и многого другого.
И их наличие, внедрение и дальнейшее применение необходимо учитывать уже на этапе разработки проекта. Поэтому проектировщики должны досконально разбираться в этом аспекте, чтобы понимать, что и где использовать, как сделать так, чтобы в итоге все работало качественно, эффективно и бесперебойно.
А вообще современное складское здание важно сделать максимально универсальным. Даже если оно изначально предназначается для хранения одного типа продукции, должна присутствовать возможно оперативного переоборудования под изменение или расширение номенклатуры, в том числе такой, для сбережения которой требуется создание специальных условий.
Что нужно учесть при проектировании?
В ходе проектирования склада необходимо учесть достаточно много нюансов, в том числе нетипичных для других типов зданий и сооружений. Первым делом, специалисты в процессе разработки первичной документации обращают внимание не на конструктивные, а на логистические моменты:
- обеспечение удобных подъездных путей;
- обеспечение достаточных площадей, отведенных под парковку;
- организация и обеспечение взаимодействия зон погрузки и выгрузки продукции, максимальная автоматизация этих процессов;
- определение оптимальной конфигурации выкладки и сортировки товаров для оперативного доступа к любым из них, в том числе с применением погрузочной спецтехники;
- организация внутреннего пространства таким способом, чтобы была возможность использовать спецтехнику и оборудование для погрузки-разгрузки и переформатирования содержимого;
- проработка оптимальных схем перемещения внутри склада погрузчиков, транспортеров и другой используемой спецтехники.
С учетом всех этих требований уже осуществляется непосредственно проектирование складов, прорабатывается конструкция, определяются оптимальные высота, ширина, расстояние между несущими конструкциями, внутренними препятствиями и другие параметры. Все это в итоге формирует внутренний и внешний облик сооружения.

Порядок выполнения работ по проектированию
Вопреки распространенному среди далеких от этой тематики людей заблуждению проектирование складов – это технически сложное мероприятие с уровнем проработки не меньшим, чем при работе над бизнес-центром или большим жилым особняком. Здесь нужно учесть массу нюансов, чтобы получить здание, которое в итоге сможет выполнить возложенные на него функции.
У каждого проектировочного бюро своя методология проведения таких работ. Например, специалисты компании «ИЗЛК» в процессе проектирования комплекса, логистического хаба или отдельного склада, выполняют работы в следующей последовательности:
- определения номинальной и потенциальной интенсивности складских грузовых потоков;
- установление значения требуемой пропускной способности для грузов на входе и выходе;
- расчеты оптимальных схем перемещения по складку людей, товаров, оборудования и техники для обеспечения максимальной производительности процессов;
- принятие единой концепции обработки грузов;
- зонирование помещения, определение границ и соотношений зон, установление их точных размеров и функционального назначения;
- составление общего проекта рабочего пространства с выделением функциональных зон и объемно-планировочных секторов;
- проектирование территориально-административной зоны, в которой будет сконцентрировано управление технологическими и логистическими процессами складского предприятия;
- расчет оптимальных размеров стеллажей и других конструкций, предназначенных для размещения и хранения грузов, определение требуемых расстояний между ними;
- компьютерное или натурное моделирование разработанных алгоритмов рабочего процесса для установления их эффективности, безотказности и безошибочности, проведение соответствующих стресс-тестов;
- согласование окончательной конфигурации самого складского здания;
- разработка проекта конструкции сооружения с учетом всех предусмотренных выше аспектов осуществления деятельности внутри и снаружи него;
- составление перечня требований к подбору земельного участка (за исключением тех случаев, когда проектирование изначально осуществляется под конкретный участок);
- составление схемы перемещения транспортных средств по территории комплекса;
- составление перечня требований касательно обеспечения предприятия оборудованием и средствами автоматизации;
- сведение всех проектов, планов и рекомендаций в комплексный документ, предоставляемый на согласование заказчику работ.
Как можно понять, проектирование настоящего склада – это не только проработка самой «коробки» здания, а гораздо более обширный комплекс работ. Они не выполняются бесплатно или за минимальное вознаграждение, поэтому подобные предложения от проектировщиков необходимо отметать сразу. Если нужен гарантированно эффективный проект, в котором предусмотрено все – необходимо обращаться только к специалистам, располагающим кейсом выполненных работ.
Современные технологии строительства складов
Стандарты качества и технологичности возведения промышленных и логистических сооружений в последние полтора века задают США. Адаптирует их для возможности применения в условиях европейского и российского климата преимущественно Канада, хотя вклад в развитие скандинавских инженеров также не следует недооценивать. Так, американцы еще в середине прошлого века разработали две родственные технологии проектирования и строительства складов:
- ЛМК. Возведение на основе легких металлоконструкций, которыми выступают разные варианты металлопроката (трубы, профили, полосы, уголки, балки и т.п.). На облегченном фундаменте возводится стальной каркас, далее обшиваемый плитными или панельными материалами с теми характеристиками, которые нужны в конкретном случае. Получается быстро, дешево и надежно.
- ЛСТК. Еще более современный вариант, в котором для сооружения металлокаркаса используются тонкостенные оцинкованные стальные профили заводского изготовления. Такой способ дает еще большую скорость и технологичность возведения, а также позволяет строить здания с любой, в том числе самой сложной конфигурацией.
Эти технологии при необходимости можно комбинировать. Но обе они позволяют за считанные месяцы получить склад, который простоит минимум 50-100 лет в условиях интенсивной эксплуатации. Закладываемый запас прочности позволяет монтировать любое погрузочное, климатическое и прочее подвесное оборудование.
Прочему важна высокая скорость строительства склада?
Самые современные технологии проектирования и строительства новых складских зданий не зря ориентированы не только на итоговое удешевление готового квадратного метра крытой площади, но и на ускорение введения в эксплуатацию. От того, насколько малым окажется промежуток времени между началом проектировочных работ и сдачей объекта, зависит многое.
В первую очередь, постройка не утратит актуальность и будет соответствовать не только техническому заданию, но и текущим реальным требованиям. Многим знакома ситуация, когда при длительном строительстве приходилось на ходу переконфигурировать объект из-за изменений в характере или интенсивности деятельности. Здесь такая ситуация исключена, ведь сроки считаются не годами или даже кварталами, а месяцами.
Кроме того, чем быстрее будет возведена и введена в эксплуатацию постройка, тем меньшим будет период ее окупаемости. Это ценная для современного бизнеса особенность, поскольку она позволяет думать о том, как получать больше прибыли, а не как «отбить» текущие расходы.

Почему важно иметь возможность реорганизовать склад?
Еще одна полезная особенность новых способов проектирования и строительства складов – упрощенные механизмы реорганизации, перестройки, переконфигурирования и даже демонтажа здания, в том числе обеспечение возможности сборки сооружения из тех же комплектующих на новом месте.
Современный бизнес динамичен, и он далеко не всегда нуждается в том, чтобы здание эксплуатировалось в одном режиме на одном и том же месте десятилетиями. Такие ситуации сейчас – редкость. Возможности при необходимости с минимальными изменениями в проектную документацию и конструкцию достроить, уменьшить или перестроить здание в свете этого является очень ценной. В итоге предприятие всегда располагает складскими помещениями именно в том объеме и виде, которые нужны сейчас.
Типовые и индивидуальные проекты
Современный заказчик имеет возможность выбирать между приобретением типового проекта или заказом индивидуального проектирования. Обе услуги доступны в большинстве проектных организаций.
Типовые решения не редко предоставляются бесплатно или со значительной скидкой. Да и их номинальная стоимость, как правило, невысока. Это делает их привлекательными в глазах заказчиков, и они таковыми являются. Но только в случае с объектами небольшого масштаба, не предполагающими высокого уровня механизации и интенсивного оборота грузов.
В подавляющем большинстве случаев экономия на типовом решении нивелируется тем, что его необходимо серьезно дорабатывать. Как минимум, требуется топографическая привязка к конкретному участку с учетом всех его особенностей, что выливается во внесение ряда конструктивных изменений. Как максимум, необходимо постараться приспособить объект именно под нужды заказчика, ведь почти невозможно найти готовое решение, которое будет отвечать требованиям хотя бы на 70%.
Серьезный подход к делу предполагает индивидуальное проектирование. Это несколько дольше и дороже, но в итоге заказчик получает решение, разработанное именно под его требования и нужды, на 100% соответствующее всем пожеланиям. Нет необходимости в поиске компромиссов и переделках – такой склад сразу получится таким, как нужно. Кроме того, никогда нельзя точно знать, кто именно и с каким багажом знаний, опыта разрабатывал типовую документацию, тогда как индивидуальная будет создана известными заказчику специалистами с высоким уровнем ответственности.
Проектирование и строительство складов в Москве от «ИЗЛК»
Компания «ИЗЛК» - предприятие, предлагающее комплексные услуги во всем, что связано с проектированием и строительством складских зданий и комплексов. Мы выполняем исследования и подготовку проекта, подбор материалов, их поставку на объект, а также выполняем все необходимые монтажные работы. Основные направления – строительство по технологиям ЛМК и ЛСТК.
Наше ключевое преимущество перед конкурентами – наличие собственного полноценного производства металлоконструкций и профильных систем. Благодаря этому мы готовы поставить вам материалы по цене производителя и тем самым позволить сэкономить немалые средства.
В нашем портфолио десятки успешно сданных в эксплуатацию объектов, начиная с небольших локальных складов, заканчивая региональными логистическими комплексами.

Склад – основа логистики любого предприятия независимо от его масштабов и сферы деятельности. Причем всегда лучше располагать собственными площадями, а не арендованными, даже на привлекательных условиях. И этого несложно достичь даже новой, только начинающей свою деятельность компании, если использовать современные методики проектирования складов и их строительства.
Существует стереотипное мнение, что при развитии бизнеса нет возможности полноценно развивать инфраструктурные, логистические проекты, поскольку все силы и средства будут уходить на обеспечение основной деятельности. Поэтому следует искать компромиссы (аренда, переоборудование помещений и т.п.). Это некорректный подход, который в ближайшей перспективе приведет к замедлению развития и усложнению внутренних процессов.
Собственный склад нужен обязательно, тем более что получить его можно с относительно невысокими затратами. Главное – правильно определиться с типом сооружения, а также найти надежного подрядчика для проектирования и дальнейшего строительства.
